РУССКИЙ ТАНЕЦ

Русский танец не танцуют,

а словно рассказывают что-то…

image001

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/17579-drevnyaya-rus-v

Вступление

Танец для фономенталии имеет особое значение. Исходя из основного нашего постулата, что все в мире имеет волновую природу, символы (знаки, буквы) представляют собой застывшие для нашего физического восприятия вибрации, статический аспект волн. В танце символы оживают. Движения танца происходят достаточно медленно во времени, мы успеваем отследить зрением, осмыслить и прочувствовать малейшие нюансы волновых движений. Это промежуточное состояние между статикой символов и динамикой волн звука и цвета. Танец дан нам, как инструмент для постижения и творческой индивидуальной генерации вибраций. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Давайте же погрузимся в эту волшебную область человеческого бытия и оценим особенности и значение танца в различных культурах и временах, чтобы белее объективно осознать русский танец.

Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу).

Танец – это человеческое движение. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства.

Танец – это еще и символ, своего рода метафора жизни, которую мы “протанцовываем”.

Немного истории

Космический танец Шивы.

Шива в индийской традиции – символ Абсолюта, изначального единства. Речь идет о танце как метафоре (способе выражения) жизни, цикла «создание-охранение-разрушение», жизни на разных уровнях бытия – проявленном, не проявленном, виртуальном…, на множестве планов Космоса как бескрайнего пространства. Один из исследователей символа А. Шнейдер писал:

«Символ – есть идеологическая манифестация мистического ритма творения. Степень истинности, приписываемая символу, является выражением того почтения, какое человек способен уделить этому мистическому ритуалу».

Говоря о танце как метафоре, мы можем предположить, что, зная и выполняя законы движения, мы можем фактически сами строить свою жизнь как танец. Законы движения, музыки, пения и декламации были записаны в Натья Шастрах, которую называют 5-й Ведой. Упоминания о ней относятся к III тысячелетию до н.э. Если обратится к движению, красивое движение – это гармоничное движение, которое самим фактом выполнения формирует гармоничное пространство. Известный исследователь искусства Капилла Ватсьяяна писал:

«…вся поза как бы излучает энергию, которая в данный момент времени заключена именно в этой позиции, как в пружине, готовой в любой момент раскрыться. Покой и готовность к активному движению, соединение мужской и женской энергии … Эта поза – единение энергий, с одной стороны, и готовность к новому движению и новой трансформации, с другой и этот процесс бесконечен. Язык танца может быть очень условен. Он настолько тонко разработан, что любые его оттенки могут быть выражены жестами, движениями ног, положениями туловища, имеющими определенное значение …».

Шива – образ очень неоднозначный. В индийской традиции – это один из самых могущественных богов из великой триады – Шива – Брахма – Вишну. Шива – разрушитель и созидатель. Он – Учитель йоги и Царь Танца. Именно поэтому, мы можем говорить о нескольких ступенях символической интерпретации.

Шиваками — знаменитая супруга Шивы. Она же Шакти и Парвати. В древней Индии любой предмет красоты рассматривался как проявление божественного начала. Красота — это вечность. Красота и Истина — всемогущее проявление Универсума на самых разных уровнях материи. Божественный танец — это проявление Шивы-Шакти.

image003Дурга — это одна из самых грозных богинь индийского пантеона – в переводе обозначает «труднодостижимая». Она так же рассматривается как одна из ипостасей Шива-Шакти. Её тело соткано из энергии света главных богов – Шивы и Вишну. Она страшна в своём гневе и милостива к тем, кто ей поклоняется. В тантрийской традиции Дурга – богиня мудрости, которая борется против невежества, лености и слабости духа. Обычно, Дургу изображают с 10-18 руками, как женщину-воина. Она восседает на льве или тигре.

Ардханаришара — Скульптура, изображающая 3-х-рукого Шиву. Правая задняя рука держит трезубец – символ его власти. Эта скульптурное изображение показывает Шиву как божественную Сущность. Одна его сторона представленная в мужском облике, а другая – в женском — являют миру свою трансцендентность.

Шива Чатура Тандава — еще одно известное изображение Шивы. Здесь более подробно можно рассмотреть его руки. В отличие от Натараджа — Учителя танца, Чатура покоится на гноме, символизирующем невежество, обеими ногами. В этой скульптуре он предстает великим Шивой Дакшнамурти — Учителем йоги. Разрушая, он создает новый мир.

Бхикшатана – одно из многочисленных имен Шивы. В этой скульптуре каждая рука сложена в хасту – фиксированное положение пальцев. Позиции передних правой и левой рук означают соответственно сосредоточение и созерцание. Левая задняя – силу и концентрацию. Задняя правая держит барабанчик, как символ ритма, являющегося первоосновой Вселенной.

Танец Шивы активно практикуется до сих пор, его можно отнести к трансперсональной психотелесной практике (ПТП). ПТП – это особый вид двигательной деятельности, в которой в равной степени представлены собственно двигательная или телесная и психическая деятельность. Эти практики под другими названиями известны с древних времен. Все восточные виды единоборств, различные направления йоги: хатха-, кундалини-, тантра-йога, в которых присутствует работа с телом, можно отнести к психотелесной практике. Сюда же входят храмовые танцы, динамические медитации, внутренние практики системы У-Шу, танцы суфиев, а также современные направления, в том числе, Йога-Данс или биоэнергопластика.

Знание вернется туда, откуда пришло

Есть гипотеза, что арии, пришедшие с севера, принесли свою культуру на новое место обитания. Этому все больше находится подтверждений («Золотая нить» С. Жарникова). Сам санскрит удивительным образом похож на русский говор севера (С. Жарникова, Н. Гусева), на Кольском полуострове и северных областях России можно встретить имена индийских богов. “Знание вернется туда, откуда пришло.” (Зороастр). Вот и сейчас, сделав круг, обогатившись опытом прошедших веков, оно возвращается домой, и мы участвуем в процессе возрождения. Даже совсем позабыв корни, можно попробовать вспомнить, как это было по косвенным признакам, проводя параллели постепенно приблизиться к истоку.

В трансперсональных психотелесных практиках работа с символами – это:

— выход на архетипы

— выход на глубинное бесссознательное

— выход в информационные структуры.

Особая роль в танце Шивы, как Танце Мироздания принадлежит рисунку танца. Линия танца, которая выступает как самостоятельный инструмент, несет свою, особую информационную нагрузку, и при этом она рисует пространство, создавая другой мир, формируя другое восприятие, то есть, то самое расширенное состояние сознания, которое характерно для трансперсональной практики.

В этом контексте уже не имеет значение, к какой традиции относится то или иное движение. Оно выходит за рамки национальных ограничений. Танец в полном смысле слова становится языком архетипа, а исполнитель – своеобразным посредником между ним и зрителями. Достаточно посмотреть на основные графические символы, которые характерны не только для Танца Шивы, но и относятся к универсальным символам. Анализ позволил выделить из громадного числа шесть главных. Они непосредственно связанны как с энергетическими центрами, так и с их психо-эмоциональным воздействием.

«Круг» символизирует красоту и силу, исходящую из чувства единения. Ощущение силы исходит также из осознания силы Солнца, силы Земли и т. д.;

«Прямой крест» символизирует силу и защиту, статическое равновесие;

«Андреевский крест» — гармонию между мужским и женским началами и защиту, исходящую из чувства гармонии, динамическое равновесие;

«Треугольник» – символ иерархии, гармоничной нейтрализации;

«Прямая линия» — символ движения, разделения среды, поляризация;

«Восьмерка» — символ бесконечности и т. д.

Рисование этих символов в процессе выполнения даже самого простого движения оказывает эффект и на человека, и на окружающее пространство.

image005

«Боги ослабели… Ослабели Они увидев мир в бездне падения…И Они обратились к Владыке Космического танца, Шиве, с просьбой спасти мир…»

«Вздрагивала земля и вибрировала под неистовыми ударами Твоих ступней.»

(Шива-Махимна Стотра)

Под «землей» подразумевается не планета, а стихия земли – Притхиви. Она является конечной стихией в коагуляции вещества.

«Воспламенело небо, взбитое словно мутовками твоих булавоподобных рук.»

Это – активизация мира эфира. Шива ударяет стопами по земле. Потом всколыхиваются мировые, вселенские воды, потом – вселенский огонь, вселенский воздух. И, наконец, мировой эфир. Это – то состояние материи, которое может дифференцироваться в грубые формы, в вещество.

Танец Созидания Шива танцует вместе со своей Шакти, супругой, женской ипостасью Вселенной. Шакти наделяет миры формой. И Танец Творения таинственен, это великая тайна двоих.

Мироразрушение, мироподдержание и миротворчество – в танце. Все тварные миры, которые имеют конечную форму, выражены через стихии огня, воздуха, воды и земли. Это миры, сотворенные движением, Танцем. Танцует Шива, танцует и Парвати, Жена Шивы (Шакти). А Женщина возвращает. Ее танец – это возвращение с низов низших форм, с низов коагуляции. Шакти устремляется к Шиве самыми совершенными частями. Через женский танец Шиве снова возвращается совершенство Духа и формы. Поэтому Красоту надо связывать с причиной возникновения миров. Красота как энергия. У Платона есть гимн Красоте, он называл ее Субстанцией Красоты. Это равновесие мужского и женского начал.

Эволюция танца

Танец являлся одной из номинаций Дельфийских Игр. Греческий геометрический орнамент – запись военного танца. Движения по диагонали в этом орнаменте нет, потому что он отражает «танец» воинской «фаланги». В течение продолжительного времени фаланги были непобедимыми. И воевали они под музыку. Спартанцы воевали под флейту, а афиняне – под арфу. Причем государственные законы строго карали за любые музыкальные «нововведения», ведь музыка была не для услады, а для достижения победы.

Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми, которые танцуют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют на показ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.

На развитие европейской танцевальной культуры имело влияние танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться в Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. В средние века в Европе происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи.

Фольклорный танец исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроений, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял ритуальную роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые процессы.

В одном старинном сказании о царстве Моравском гусляр-рассказчик упоминает о плотах на озерах, где собирались молодые люди и «водили хороводы да играли кругами». Трудно себе представить, что за танцы исполнялись древними русичами на этих неустойчивых плотах.

Для древних арийцев, в основе своей связанных с ведическими представлениями мироздания, танец является выражением размышления, единения с природой, продолжением её, выражения высоких чувств любви и вечного стремления к красоте. В древних русских обрядовых танцах проявлялись формы мышления, свойственные ведическому представлению мира. Одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается определённый дух и что каждый предмет — живой. Вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно влиять на силу природы и вызывать определённые результаты.

До нашего времени дошло совсем немного, это уже довольно поздние календарные и бытовые обряды, которые в своё время естественно влияли на всё творчество русского народа.

Целью календарных обрядов было ритуальное воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий. Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека — рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью.

Трудно судить какими энергетическими силами обладали древляне-русичи, как они мыслили, что чувствовали. Анализируя те основные постулаты и представления, как был устроен мир древлян, можно осознать, что сегодняшний мир народного танца, значительно искажён, изменён и отошёл от своих древних истоков, но некоторые (базисные истоки) всё же привнесли некий заряд в русскую культуру, что значительно отличает её от многих культур мира.

В дохристианской Руси были широко распространены яркие народные игрища, которые приурочивались к календарным ведическим праздникам, например: Ярилин день — праздник Солнца, Таусень — Новый год, Обжинки (Овсень) — сбор урожая, Коляда — зимний праздник и разные другие.

Многие из общих для русского народа черт характера — свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, стремление к красоте, гостеприимство, открытость и веселость — особенно заметно проявлялись в играх, плясках и хороводах.

Большинство русских писателей, поэтов, музыкантов, учёных-исследователей, просто культурных и образованных людей относились к русскому танцу, как и ко всему творчеству русского народа с искренним уважением и восторженностью.

Державин и Жуковский, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Некрасов, Тургенев и Толстой, Чехов и Достоевский, Чайковский и Бородин, Римский-Корсаков и Рахманинов, Горький, все они оставили множество восторженных строк, посвящённых народному творчеству и, в частности, русскому танцу, как выразителю самого сокровенного, сердечного и душевного.

Пляс богатырей русских (Танцы русского боевого искусства)

image007

Древнерусские системы боя (каждая из систем, насколько можно судить сегодня) имели по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих боевых плясок, они менялись и трансформировались с годами. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением — «вприсядку». Присядка плюс сумма боевых движений, применяемых в плясе, были основой боевого танца. Для «рождённых для добра» (русских воинов) боевой пляс был подобен месту сосредоточения света, для «защиты добра ото зла».

Пляска вприсядку была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность русичей не превышала и миллиона, язык был единым, а общение внутри воинского сословия был дружественным. Но рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

  1. Как способ боя.
  2. Как боевой танец.

Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня:

  1. Кувырки;
  2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках);
  3. Удары и передвижения стоя;
  4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне, из которого можно наносить удары и выполнять прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки, поставленные на землю, давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

Удары стоя наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием. Именно поэтому в пляске «вприсядку» работе ногами уделяется больше внимания.

Перемещения вприсядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост». В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, умели бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умели джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоемкой, поэтому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

Подготавливаясь боевому танцу, нередко мужчины уходили в леса из дома, иногда на несколько дней и тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых «коленцев», неизвестные противникам.

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров и пользовался большой популярностью.

Под музыку, с пляской ходили в бой. Этот обычай наших предков настолько хорошо запомнился полякам, что они экранизировали его в фильме «Огнём и мечём» по книге Сенкевича.

image009

Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом, но против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками а перед строем отплясывали бойцы. Трудно в это поверить, но большевики не выдерживали таких психологических плясовых атак и отступали.

Тайное боевое искусство русских женщин

Мало кто знает, что древние славянки вовсе не были беззащитны, когда оставались в селении одни, без мужчин, со стариками и детьми на руках. Были среди них женщины — Берегини, которые владели танцем, а точнее настоящим боевым искусством, которое под маской обольщения скрывало мощное воздействие на биологически активные точки человека.

Если враг заходил в селение, открытое сопротивление могло привести к гибели всего рода. Травы и яды также применить было невозможно, так как ту же еду и воду заставляли давать и детям. И женщины шли на хитрость. Столетиями оттачивался танец, сродни восточным боевым искусствам внутреннего воздействия, основанный на глубоком знании не только физиологии, но и биологически активного контура человека. Остается лишь удивляться глубине познаний наших предков.

Чарующий танец представлял собой сложную, продуманную систему, в которой все движения были подчинены четким временным промежуткам, а пластика движений скрывала удары, наносимые как бы в пустоту, но направленные точно на конечности чужака. Сам он, завороженный гибкостью танцовщицы, её нарочито призывными движениями, смотрел на неё и не подозревал насколько сильное оружие против него направлено. А женщина во время танца, выгибаясь всем телом, приникая к земле и затем резко «наплывая» на мужчину, методично нанося невидимые удары, меняла резонансно-волновые характеристики собственного биополя и вела обработку его биологически активных зон. Танец попросту вызывал сбой в работе систем вражеского организма и был грозным оружием замедленного действия.

Подобный русский танец упоминается и в связи с тем, что древние красавицы лечили таким способом своих мужчин, с той разницей, что воздействовали на другие точки. Вызывая сильное сексуальное возбуждение у любимого посредством танца, они многократно усиливали его чувственное восприятие, активировали резонансно-волновые структуры и «запускали» балансировку организма. Раны, полученные в сражениях, затягивались быстрее, а признаки различных болезней исчезали.

Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. (Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой.)



Хоровод

 

ХОРОВОДЪ – гармоничная структура, упорядоченная форма для получения и передачи информации с целью преуспевания в процессе творения и накопления духовного богатства.

Все слова в древности представляли собой аббревиатуру и чтобы узнать глубинный смысл слова необходимо знать некоторые правила. Всего буквиц 49, но 27 из них имеет числовое значение.

а) последняя буквица в слове (слоге) является конечной целью, а первая – средством ее достижения;

б) слова читались двукорядью (слева – направо и справа – налево).

Значение слова «хоровод» по буквам:

Х – гармоничная; О – структура; Р – упорядочивание; О – форма; В – мудрость; информация; О – структура; Д – преуспевание, накопление, развитие; Ъ – процесс творения.

Слово ХОРОВОДЪ – читаем двукорядью. ХО гармоничная структура; ОХ – структура, приводящая к мировому равновесию, ладу, согласию; ХОР – гармоничная структура, служащая для упорядочивания; ОР – РО сила, мощь; ОВ- сфера знаний; ВО информационная структура; ВОД – информационная структура добра; ДОВ – накопление в сфере знаний; ДЪ – добро сотворяющее.

Цифирное значение слова «хоровод», рассчитанное по порядковым номерам буквиц слова:

Х(19) + О(19) + Р(21)+ О(19) + В(3) + О(19) + Д(5) + Ъ(33) = 146 (·РМS·) =

= 1(А) + 4(Г) + 6(Є) = 11(·Аİ·≡ И) = 1 + 1 = 2 (·В·≡ Б) – сверх (S) упорядочивание (Р) мышления (М), подключение человека к космическому потоку энергии (·Аİ·) информационного поля Вселенной (В). Человек (А) говорил (Г) о своем существовании (Є), обращаясь к Богу (Б) с целью наладить равновесие и единство с природой (И). Через хороводы человек пытался соединиться с природой и окружающим миром.

image011

Числовое значение слова «хоровод»:

  • Х·(600) + ·О·(70) + ·Р·(100) + ·О·(70) + В·(2) + ·О·(70) + ·Д·(4) + ·Ъ(0) =
  • ЦİS·(916) = 900(·Ц·) + 10(·İ·) + 6(·S·) = 9(·Ѳ·) + 1(·А·) + 6(·S·) = 16(·Sİ) =

7(·Z·) высшая цель структуры (Ц), приблизится к неизвестному, вечному, бесконечному (S) через поток космической энергии (İ). Человек (А), объединившись с природой (Ѳ) и божественным (S) подключается к бесконечному источнику космической энергии (Sİ). Этот поток энергии пронизывает землю (·Z·). Следовательно, хоровод означает Вселенную, Вечность и непрерывное развитие Мироздания, кругооборот на Земле.

Люди, которые участвуют в хороводах, заряжаются положительной энергией гармонии и лада. Аналогично кружатся в хороводе все планеты солнечной системы, и нашей галактики Млечный путь. Вывод: Хоровод – сакральный символ вселенского лада.

Это и есть самый древний русский танец — родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода. Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом. Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

image013

http://zdravrus.ru/blizhmeropriyatia/znacheniehorovod/

Хорово́д (харагод, курагод; арх. ходеци; ю.-рус. карагод, танок, круг, улица; белор. карагод; польск. korowód) — древний народный круговой массовый обрядовый танец. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское).

Во время танца-хоровода выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

Хоровод – сакральное священное действие, пожалуй, самое древнее на земле. Он несет в себе глубины коллективного бессознательного, является выражением подсознательного каждого человека, складываясь в общую картину мироустройства, здоровых гармоничных матриц взаимодействия, общих для всех людей, всех народов, во все времена. В хороводах гармонично сочетаются: музыка, песня, танец, слова, ритм, темп. Поэтому «водя круги» внутренний космос каждого человека приходит в лад, все вокруг умиротворяется, гармонизируется, во внутреннем мире человека подсознательно выстраивается модель гармоничного, творческого, приносящего щедрые плоды взаимодействия в социуме и в парных мужеско-женских отношениях. Хороводы невозможно водить одному или «самому по себе», поэтому личность каждого учится самобытно проявляться, не нарушая границы других людей, не идя вразрез с природным жизненным укладом, с почтением и уважением относясь к миру каждого человека, совместно водящего хороводы.

Во время вождения хороводов люди учатся слышать и чувствовать друг друга, действовать слажено, ценить отличия функций мужчины и женщины. В хороводах юноши и девушки всегда выполняли разные функции, при нарушении которых хоровод просто не мог состояться, разваливался.

Юноши – задавали ритм и темп хоровода, выстраивали его структуру. Важно было делать это так, чтобы девушке легко было следовать за этой структурой, легко петь и песня не прерывалась, лилась.

В хороводах всегда был смотрящий – обычно старейшина, уважаемый мужчина в почтенном возрасте, который следил за тем, чтобы юноши не сбивали ритм и темп хоровода. Когда кто-то топал, хлопал не в такт, ломал ход хоровода, смотрящий подходил и давал в ухо или в лоб. Так юноши, шутя и играючи, научались заботливо и бережно относиться к девушкам, вести за собой так, чтобы «хотелось следовать за ними», приобретали подсознательное знание о том, что счастье девушек зависит от них, от их действий, осваивали свою главенствующую роль в отношениях.

У девушек была другая функция в хороводах. Они должны были следовать за юношей, плавно, непрерывно, красиво петь песню и двигаться. Так они учились умиротворять, приводить в лад все вокруг, наполнять пространство любовью, красотой, нежностью. Так девушки подсознательно учились создавать пространство, в котором хочется быть, в котором наполняешься энергией, отдыхаешь душой и телом. Водя такие хороводы, юноши и девушки программировали свою жизнь быть такой же плавной, спокойной, текучей, умиротворенной, стабильной, легкой, веселой и красивой, как сам хоровод.

У хоровода всегда были водящие. Это обычно самые активные юноши и девушки. Простой хоровод могла вести и одна девушка, а вот сложные, парные хороводы с мужской и женской отдельной линией обязательно водили два водящих – юноша и девушка. Вести хоровод – это большая ответственность, ведь водящий задает тон, темп и стиль хороводу. Он все время должен думать о том, чтобы в этом хороводе никто не устал, чтобы всем было легко и приятно, чтобы хоровод складывался в гармоничную структуру и был беспрерывным. И при этом еще чтобы и сам водящий получал удовольствие от вождения. Если хоровод ведется правильно, то у всех участников выравнивается сердцебиение и дыхание. И тогда можно водиться до самого утра без усталости и переутомлений.

Хороводы не возможно водить не со-настроившись друг с другом, не научившись понимать ход мысли друг друга, не чувствуя друг друга и не умея мгновенно реагировать на изменения ситуации и настроений.

Люди, водящие хоровод, становятся единым целым, сохраняя свою уникальность, которая влияет на ход хоровода, совместно с другими уникальностями создает единый целостный гармоничный мир хороводов.

Не удивительно, что научившись водить хороводы, юноши и девушки быстро создавали пары и быстро женились. Гармоничная структура взаимодействия настолько пропитывала каждую клетку водящего хоровод, так гармонично складывалась в структуру личности человека, что после свадьбы потребность водить хоровод обычно отпадала. В хороводах оставались только свободные юноши и девушки, а замужние и женатые лишь изредка, ради удовольствия и развлечения, обычно только на праздники приходили похороводиться.

В старину говорили – пошли круги водить. Круг, сам по себе – символ бесконечности, гармонии, плавного течения, перетекания из одного в другое, цикличности. По сути, эта фигура несет в себе глубинные смыслы и законы жизни и природы. Людям, водящим хоровод, становится легче принять цикличность жизни, вечность происходящего, несмотря на «смену формы», появляется более масштабный взгляд на жизнь: все проходит и возвращается, все было, есть и будет, даже Я.

Движения обрядового танца являются проводниками во внутренний мир и следуют заданной структуре танца, непременно включающей 7 сакральных фигур:


  • Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба, женского и мужского начала, которые, приходя в движение и перемешиваясь, формируют Вселенную. «Столбы» символизирует Высшую Истину, изначальное единство неба и земли (единство мужского и женского начал). Сами Столбы в древнеарийских представлениях означают четыре первоэлемента природы (огонь, воздух, вода и земля). Весь мир, вся вселенная формируется в результате их смешения и взаимодействия.
  • Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары. Именно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое умершее. Этот процесс творения демонстрирует вторая фигура, непосредственно вытекающая из первой – «Вожжа», которая представляет собой волнистую линию (космические воды недифференцированного хаоса), постепенно уменьшающуюся в амплитуде и переходящую в точку (Семя Вселенной, Мировое Яйцо).

Вторая фигура символизирует нарушение изначального равновесия, поляризацию, разделение на мужское и женское начало, а именно: момент, когда начинается еще невидимое формирование вселенной. Со времен неолита волнистая линия символизировала волны океана Хаоса, бездну космических вод – слияние первых элементов. Из нее все рождается и, в конечном итоге, в нее все возвращается, это начало и конец всего сущего. Как тут не задуматься о «ладности» своей жизни и не воспользоваться случаем прямо в хороводе начать ее править «в лад».

  • Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали. Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали, которые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной. Фигура, называемая «Плетень», представляется в виде исходящей из центральной точки (Семени) спирали, постепенно увеличивающейся в размерах. Высший Разум Вселенной с помощью своей супруги, Великой богини — производительной силы природы, созидает из точки (Мирового Яйца) вселенную. Глядя на происходящее, волей-неволей начнешь «проигрывать» свою жизнь, задумаешься о правильности выбранного пути и его корректировках.
  • Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга. Символизм круга не ограничивается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Бог, и бессмертная Душа. Четвертая фигура представляет собой Круг, показывая тем самым цикличность космоса и вселенной на протяжении всего их существования. Во время исполнения этой фигуры участники создают круговые петли, образующие «узелки» и «заломы», которые необходимо непременно распутать и разгладить, подобно трудностям, возникающим на протяжении всей человеческой жизни.
  • Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Они поправляют одежду друг на друге и расходятся только для того, чтобы через мгновение снова сойтись. Эта фигура прекрасно иллюстрирует, что все в мире существует только благодаря взаимодействию двух начал – небесного мужского и земного женского. Фигура показывает психическую активность вселенной, выраженную в виде взаимодействия двух первоначал – мужского (небо) и женского (земля). Эта фигура отличается особенной плавностью и размеренностью, показывающим умение жить в гармонии с окружающими людьми и самим собой.
  • Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо». Предпоследняя фигура призвана показать завершающий этап формирования Вселенной. Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат как нельзя лучше отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай».
  • В заключение начинается плясовая часть. С каждой фигурой движение хоровода ускоряется, и к своему завершению сакральный танец приобретает залихватскую удаль, наполняется юмором и радостью. Во время плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы. Лучшие танцоры начинают солировать, ловко и неподражаемо демонстрируя свои способности. Это момент осознания своей сущности, своего места и своего предназначения. Этот изначальный, объединяющий, сакральный обряд, лежащий в основе всех античных мистерий, пробуждает подсознание участвующих, вызывая тем самым глубинное переживание единства космоса и всех его частей, находящихся в полной гармонии и взаимосвязи. Люди, участвующие в нем, выходят духовно окрепшими и просветленными, с чувством осознания того, что не передать никакими словами или их письменным выражением.

image015

Под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом «потенциальных исполнителей». Слово «карагод» употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо. ( Алексеева О. И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия. Руднева А. В. Курские танки и карагоды).

Хоровод и его южнорусский аналог Карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов — в движениях и переходах. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Часто в хороводной песне есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. В хороводе всегда проявляется чувство единения, товарищества. Его участники его, как правило, держатся за руки, иногда — за один палец (мизинец), часто за платок, шаль, пояс, венок.( Климов А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981).

Наши предки водили хороводы для гармонизации человеческих энергий, чтобы не терять ощущения целостности своего племени и единения с природой, по силе воздействия некоторые хороводы — могут быть сильнее йоговских медитаций. Род, община были заинтересованы в здоровом обществе, поэтому участники хороводов, обмениваясь здоровой и положительной энергией, поддерживали и помогали быстрее излечиться, если кто-либо захворал. Словно замыкая цепь, сообща поднимали энергетический уровень круга.

Если на хоровод смотреть внимательно и со знанием дела, можно увидеть множество сакральных символов ВСЕЛЕНСКОГО ЛАДА.

image017

Роспись А.Кругликов

Заключение

Итак, мы лишь немного окунулись в философию и традицию танца. Стало понятно, что в этом направлении лежит мощный пласт мудрости предков, который при умелом использовании сможет и сегодня пролить свет на многие тайны бытия, позволит разобраться, кто есть мы на самом деле. Для этого нужно с ещё большим усердием погружаться в детали и символы наших традиций, древнерусских сказок, былин. Но и там уже много наносного, искажённого. Осмысление танца требует практического участия в нем. Но возрождение традиций должно производиться умело и аккуратно, чтобы не подвергнуть профанациям и веяниям моды истинное знание. Что есть настоящее, а что чужеродное? Лишь обладая знаниями гармонии высокого уровня синтеза, можно отличать истинное от наносного. Новое направление в науке и мировоззрении – фономенталия, может и должна помочь человечеству в этих вопросах, соблюдая гармонию между корнями древней мудрости и светом новейших достижений человеческой мысли.

image019

Виктор Васнецов.